Online & offline ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ И СТАБИЛИЗАЦИИ (КОНТРОЛЯ) ЖИЗНЕННОЙ ЭНЕРГИИ

ТОНКОЕ ТЕЛО. ЧУВСТВА. УМ. РАЗУМ. ЛОЖНОЕ ЭГО. ДУША

В книгах можно найти символическое описание человека – это колесница, запряженная пятью лошадьми. Лошади – это чувства – элементы тонкого тела и органы чувств – обоняние, слух, вкус, осязание, зрение – элементы грубого тела, вожжи – это ум, разум – это возница. Пассажир в колеснице – Душа.


Возница игнорирует желания пассажира, таким образом, не может выбрать правильное направление пути, он не имеет ни знаний, ни навыков, ни сил, ни энергии для управления и, возможно, пьян.


Колесница управляется ужасно, она движется в направлении, которое избирают лошади (чувства) и грубое тело, движение становится опасным.


Душа в качестве пассажира колесницы только наблюдает за безумным движением повозки, мчащейся в погоне за удовлетворением желаний тела, ума, чувств и ложного эго.

Она видит, как человек радуется краткосрочным периодам спокойствия и удовлетворенности, и как он страдает, от желаний и невозможности их удовлетворить, от страха потерь и из-за борьбы, защищая то, чем владеет, и в итоге все равно страдает от потерь, так как все, чем он владеет рано или поздно уходит от него.


Человек должен научиться управлять колесницей. Для начала нужно определить и понять структуру, затем свойства отдельных элементов, и в итоге, научиться управлять всем в целом.


В Бхагавад Гите Кришна рассказывает Арджуне о человеке:

“... чувства выше безжизненных объектов, ум выше чувств, а непоколебимый разум выше ума. А то, что выше такого разума, – сама душа.”

Глава 3, стих 42.


Это утверждение устанавливает структуру - иерархию – порядок подчиненности, который (должен быть) определен в человеке.


Из духовных писаний мы знаем, что Душа (атма) обладает такими качествами: вечность, свобода, трансцендентность (духовность – отличность от материального), знание (возможность самопознания и познания Бога) и счастье – это ее истинная природа.


Ее ложная природа – это временность, невежество и страдания – называется ложным эго, или аханкарой. Ложное эго – это ложная ассоциация или отождествление человека с материальным телом, которое состоит из грубого и тонкого тел. Также ложное эго – это совокупность отдельных элементов (уплотнений, центров, затемнений), таких как: страх, зависть, ложь, месть, тщеславие, обиды, гневливость и прочие.

Тонкое тело.


Тонкое тело – единое энергоинформационное поле, условно разделено на три основные части: чувства, ум и разум.


Разделение необходимо для определения функций и свойств различных частей тонкого тела, чтобы в дальнейшем была возможность работы с ним. Разделение условно, так как поле является единым, а части определяются (распознаются – отделяются) только по функциям и свойствам. То есть, например, если часть тела предоставляет информацию об объекте, то эта часть будет называться чувством, а если происходит анализ информации про принципу “полезно или не полезно”, то эта часть тонкого тела – разум (если происходит анализ “нравится – не нравится” – это ум), находит пути достижения целей, управляет чувствами и телом – это ум.


Также в качестве примера можно привести грубое тело человека. Отдельные части, такие как, внутренние органы, голова, руки, ноги, туловище – это неотъемлемые части единого целого – тела, но у них совершенно разные свойства, функции и вибрации. То, чем человек трогает и берет объекты принято называть рукой, то, с помощью чего человек ходит – ногами, функции фильтрации осуществляют почки, а вибрации воздуха – звуки создаются голосовыми связками.


Также тонкое тело – это характер человека, поскольку именно в нем базируются такие вещи как: воля, знания, умения, навыки, установки, привычки и характерные черты, которые определяют типичные мышление, настроение, эмоций и, соответственно, типичные реакции, действия и поведение человека в целом.

Тонкое тело – это также энергия: “жизненные силы” и “душевные силы”. То есть, это ресурс (аккумулятор или ёмкость), который необходим человеку для мышления и деятельности.


Элементы тонкого тела.


Разум (буддхи) должен управлять умом, заставляя его принимать полезные вещи, даже если они ему неприятны и реализовывать разумные решения, управляя телом, умом и чувствами. Его главная функция отвергать всё, что вредно для его цели.


Ум (манас), его главная функция выбирать приятное для чувств и тела и достигать их удовлетворения, а развитая в будущем функция – быть подчиненным разуму и управлять чувствами и грубым телом.


Чувства – это органы познания, они притягиваются к объектам материального мира, а затем привязываются. Главная их проблема – они всегда ищут нового удовлетворения, а удовлетворившись (насытившись), отвергают объект. И так бесконечное количество раз – вечно в поиске новых удовлетворяющих объектов, привязываясь и отвергая.


“Живое существо, влекомое умом и очарованное объектами чувств, должно освободиться из пучины материальной жизни. Отделяя ум от объектов чувств, оно тем самым никогда не падет в бездну этого мира; ибо ум иногда может выступать как друг, а в другой ситуации тот же самый ум способен стать врагом.”

“Бхагавад Гита”, глава 6, стих 5.


Здесь и далее “Бхагавад Гита” в переводе с санскрита на бенгали Шримад Б. Р. Шридхара Махараджа, пер. с бенгали на англ. Шрипад Б. А. Сагара Махараджа, пер. с английского на русский Вриндавана Чандры даса.


Свойства тонкого тела.


1. Может находиться в разных состояниях, в зависимости от внешних и внутренних влияний, таких как, например, гуны материальной природы, звезды, время, место, климатические условия и прочие внешние обстоятельства, а также внутренние, такие как: умонастроение, воля, сила и выносливость разума, управляемость ума и чувств, возбужденность ложного эго и прочие.


2. Негармоничность развития различных частей: чувства, ум, разум, ложное эго.


3. Может существовать отдельно от грубого тела.


4. Срок жизни тонкого тела может не соотноситься со сроком жизни грубого.


5. Может концентрироваться в различных местах.


6. На нем есть уплотнения, затемнения, осквернение и просветления.


7. Емкость энергетического “аккумулятора” тонкого тела у разных людей может быть различной как по объему, так и по качеству.

Чувства.


“Хотя высочайший принцип освещает все чувства и их объекты, Он лишен материальных чувств; хотя Он полностью отстранен, Он поддерживает все (в облике Господа Вишну); и хотя Он трансцендентен к трем гунам материальной природы, эти качества природы служат Ему.”

“Бхагавад Гита”, глава 13, стих 15.


Также и Душа, являясь духовным (трансцендентным) элементом, не соприкасается напрямую с ни с объектами материального мира, ни с органами чувств, ни с чувствами, она – есть тот, кто их наблюдает и ощущает.


Человек, появляясь в материальном теле, начинает восприятие и познание мира неподконтрольными чувствами и органами чувств. Это самый низший уровень сознания – животный.


Человек, развиваясь, должен преодолеть это препятствие – чувства должны стать управляемым инструментом.


У животных чувства / органы чувств - гораздо лучше – острее, например, у собаки – нюх, у орла – зрение, у летучих мышей – слух. Это только доказывает, что развитие человека должно идти не в сторону улучшения чувств и органов чувств, а в направлении развития разума, то есть более высокого (аналитического и волевого) органа.


Развиваясь, человек должен избежать ошибочных выводов, таких как: “Я – тело”, “я – чувства”, “я – ум” или “я – разум” и “я тело и у меня есть душа” и прийти к другому выводу: ”я – душа и у меня есть тело, чувства, ум и разум, и я должна научиться ими управлять”.


Чтобы прийти к верному положению нужно для начала понять элементарное отличие человека от животного: душа в человеческом теле (человек) может осознанно заниматься самопознанием и саморазвитием. Затем, изучая писания, под руководством духовного учителя, изучая свойства души, реализовывать эти знания посредством духовной практики (Гун, йога).


Развитие духовного чувствования – духовного “органа” – сердца – это цель практики. Чувствовать душой, понимать эти чувства и действовать в соответствии с этим чувствами – сверхзадача человеческой жизни. Открытие этого чувственного канала происходит иногда спонтанно, иногда после продолжительного периода практики. Это зависит от многих условий и причин. В любом случае, важна системная и регулярная духовная практики и работа человека над собой.


Человек же, продолжая идти путем познания, базируясь на выводах, сделанных на основании того, что он видит, слышит, обоняет, осязает и пробует на вкус, остается на уровне развития животного или 6-ти летнего ребенка и под влиянием притяжения объектов материального мира полностью вовлекается в поиск все более сильных ощущений.


Чувства и органы чувств связаны с определенными стихиями природы – тонкими материальными первоэлементами. Слух связан с эфиром, с пространством, обоняние – с воздухом, глаза – с огнем, язык (вкус) – с водой, осязание – с землей. То есть они по сути – это часть материальной природы. Оторвать их от объектов материального мира очень сложно.


Чувства.



Чувства – “щупальца”, проводники информации об объектах, с помощью которого человек воспринимает внешний и внутренний мир, но они имеют привычку “привязываться”. Задача человека научить их отвязываться. Это сверхсложная задача. Только долгая и упорная работа человека над собой может дать результат, так как многие годы (жизни) человек давал волю чувствам и привязывался к объектам.


Свойства чувств:


1. Могут быть привязаны к органам чувств, а также действовать отдельно от них.


2. Могут привязываться к объектам материального, тонкого и духовного мира.


3. Могут действовать в настоящем, прошлом, в будущем времени.


4. Всегда испытывают потребность в удовлетворении и, в тоже время, постоянно пресыщаются, никогда не бывают по-настоящему довольны.


Подобно тому как невозможно удовлетворить огонь, бросая в него дрова, так же невозможно удовлетворить и чувства, просто давая им больше.


5. Обладают большой скоростью.


6. Могут быть заострены (экстрасенсорика), но чаще притуплены.


7. Их главная задача – исследование внутреннего мира человека, но в большинстве своем, они направлены во внешнюю среду.


8. Должны быть подчинены уму, но часто бесконтрольны и автоматичны и, вместо подчиненного положения, оказываются управляющими человеком.


Платформа чувственного восприятия не может дать полноты картины окружающего мира. Есть много энергий недоступных восприятию человеческим чувствам. Человек, пользуясь телом, попадает в зависимость от него и органов чувств.


Чувства быстро утомляются и не могут наслаждаться долго, также они быстро пресыщаются. Чувствам нужен отдых и смена объекта наслаждения.


С другой стороны, развитие духовного (душевного) чувствования в процессе духовной практики развивает широту и глубину восприятия мира человеком.


Человек начинает видеть, чувствовать, слышать больше, глубже, острее не органами чувств, а сердцем – главным чувствительным органом Души. У него развивается “другое” чувствование этого мира – это эмпатия, сострадание, сопереживание, сочувствие, любовь, служение, забота, милосердие, преданность, интуиция и экстрасенсорика.


Чувства и органы чувств – это всего лишь двери в окружающий нас мир, через которые к человеку поступает информация. Глубже находится более тонкая и могущественная субстанция – ум. Его часто называют шестым, скрытым чувством.


Чувства должны быть заняты духовной деятельностью. В этом случае практически мгновенно устанавливается контроль чувств, потому что душа немедленно погружается сама и погружает все тело в состояние счастья. Чувства слушаются и служат с удовольствием. Их привязанность к духовной деятельности – это и цель и средство достижения гармонии материи и духа.


И тогда удовлетворенный ум начинает искать источник блаженства души и тела. Ум начинает искать Сверхдушу, или Бога, в собственном сердце. Сверхдуша в сердце — это наивысшая ценность, которую естественным образом носит в себе каждый.

Ум.


Выше чувств – ум, многофункциональный элемент тонкого тела.


У людей существует ошибочное мнение, что человек – это ум или даже, что человек – это, в основе своей, мозг. Человек не является ни, тем ни другим. Ум – это часть тонкого тела, мозг – часть грубого тела. Также, как мы не можем сказать, что человек – это рука или желудок, мы не можем и не должны считать человека – умом или мозгом.


Мозг в теле человека выполняет роль антенны, приемника и передатчика, который принимает и декодирует (переводит, интерпретирует) сигналы из тонких областей тела в грубые и обратно, а также транслирует (передает) их в обоих направлениях. Часто работа мозга затруднена, так как в общем тело человека работает неудовлетворительно, поэтому интерпретация (перевод) сигнала из тонкого в грубый план и обратно может быть недостаточно четкой- корректной (правдивой) или полностью ложной, а также качество передачи “сигнала” слабым и нестабильным.


Хотя органы и части человека являются неотъемлемыми и необходимыми частями человека, но не они определяют наличие жизни, судьбу, характер, мышление, поведение человека, и прочие вещи в нем. Совокупность элементов тонкого и грубого тела, объединенных вокруг души – это есть человек. Сосредоточение жизненной активности: мышление, логика, эмоции и пр. вокруг мозга – это вполне нормальное явление. Также, например, на Земле активность сосредотачивается в городах, а в городах: в администрации, на вокзалах, рынках и производствах. Но жизнь страны не остановится, если изолировать один или даже несколько городов. Мозг – важная часть человека, как столица в государстве, но это всего лишь антенна, декодер и передатчик сигнала, исходящего из более тонких областей человека – из души и тонкого тела (из чувств, ума и разума). Нельзя сказать, что антенна – это и есть человек.


Но даже человеку, знающему, что он – не физическое и не тонкое тело, очень трудно отличить себя от ума (мозга). Ему кажется, что ум – это он сам, то есть – это его истинное эго. Человек, начинающий думать о том, кто он, погружается в умственную деятельность, которая сосредотачивается в голове. Таким образом человек попадает в ловушку ума: я думаю, значит я – ум, я – в голове, значит, я – мозг. Невозможно почувствовать ни тонкое тело, ни душу, ни тонкие, ни духовные вещи (переживания) оставаясь на платформе ума. Да и ум, находясь привычно в голове, с огромным трудом разотждествляется с ней.


Человек привычно считает, что ум находится в голове, но в голове находится только мозг. На самом деле, ум как виртуальный процессор, просчитывающий множество различных операций в минуту, может быть расположен где угодно, например, в ноге или на северном полюсе и даже “когда угодно”, то есть в прошлом или в будущем, все это зависит только от того, куда его поместит человек.


Одна из главных проблем с умом у человека следующая: когда человек начинает задавать себе экзистенциальные вопросы, он не может найти ответы. Это как пьяный ищет потерянные ключи под фонарем, поскольку “тут светлее”, хотя потерял где-то в другом месте, так и ум ищет ответы в себе, как в темной комнате забитой уймой материальных вещей. Ищет и не может найти. Безысходность появляется в настроении ищущего.


Также нужно знать, что поскольку большая часть или почти вся психическая деятельность человека происходит в уме, ум – это главный потребитель (или растратчик) психической энергии.


Неконтролируемый ум является главной причиной беспокойного мышления и поведения человека, поскольку всегда занят удовлетворением таких уплотнений на тонком теле как: гордость, страх, алчность, обида, зависть, ревность, похоть, зависимости, гнев, нарциссизм, инфантилизм, властность, мелочность, чувство вины, тщеславие и прочих.


Развитый же ум – великий создатель материальных предметов: искусство, литература, музыка, архитектура, технологии, химия, биология, одежда, стиль, мода, кулинария, ароматы, колористика, развлечения и этот список можно продолжать бесконечно, но вся эта созидательная деятельность ума уводит человека от главных – реальных ценностей, таких как: работа, в которой объектом является сам человек и его грубое и тонкое тело, от исследований, в которых объектами является душа, Бог и взаимоотношениями между ними.


Чтобы понять механизм под названием “ум” и научиться им управлять нужно распознать и определить его свойства и четко усвоить функции.


Главная, первоочередная задача Работы – разотождествить человека с умом, следующая - научить ум подчиняться разуму и управлять чувствами и телом. Если человек этого не сделает, то он останется во власти ума, который занят только удовлетвореним себя, чувств и тела.


Описывая свойства и функции ума, нужно говорить о двух его состояниях (стадиях / видах): первое – невежественное, контролирующее человека, в котором он отрицает Знания и Работу и второе - развитое посредством работы - служению Разуму.


Существуют, конечно, также переходные состояния, их множество.


Подвижность и изобретательность ума направлена только на удовлетворение чувств, тела и самого себя. Такой образ жизни для человека - причина его физического, эмоционального и ментального нездоровья в результате чего человек получает страдания.



Рассмотрим сначала “сегодняшние” невежественное состояние ума – это знание необходимо для того, чтобы “поймать его с поличным”.


1. “Аналитическая” функция. Ум определяет “нравится или не нравится”. Ум может отвергать полезные человеку вещи, например, здоровый образ жизни, только потому, что они ему “не нравятся”. То, что нравится уму часто бесполезно, а иногда даже наносит вред физическому и психическому здоровью человека.


2.Неустанная работа по удовлетворению тела, себя, чувств и элементов ложного эго, таких как чревоугодие, алчность, жадность, любопытство, тщеславие, похоть, страх, власть, обиды, соперничество и месть и прочие. Он всегда занят “делом”.


3. Ум приводит человека в иллюзию – в пространство эмоционирования — переживания. Он выдумывает истории в прошлом и будущем. Человек живет в уме, где разворачиваются картины, фильмы, сериалы и страсти, которых нет, не было и не будет в реальной жизни. Человек все время переживает, тем самым тратит бесполезно энергию и время.


4. Двойственность – отсутствие баланса – уравновешенности. Привязывание и отвержение. Он любит и ненавидит через секунду.


5. Ум отвергает “насилие” над собой – практику, аскезы, гун, йогу, яму а также любую работу направленную на изменения его самого, тела, чувств, и особенно, если работа направлена на ложное эго и его элементы. “Любите меня такой, какая я есть” – это типичный лозунг умственной платформы.


Ум выдумывает тысячи весьма важных логически и эмоциональных причин не делать работу над собой, повинуется чувствам или даже воле других людей, он действует решительно и в противоположном от практики направлении.


6. Ум всегда ищет нового. Он идет на поводу у чувств и у материального мира, который находится в постоянном производстве нового. Погоня за новыми знаниями и эмоциями, развлечениями и наслаждениями – это явный признак жизни на платформе ума.

Скука, вот от чего он бежит. Повторяемость, однообразие для его подвижной (огненной) природы – смерти подобно.


Остановка в движении – это фокусировка и остановка лишних трат энергии. Повторы – обучают. Концентрированный огонь – это плазма, она гораздо сильнее и эффективнее.

Остановленный / концентрированный ум может применяться в различных сферах мышления и деятельности.


7. Мудрствование, то есть придумывание ерунды и всякой всячины. В итоге – нелепые выводы из несистематизированных фактов и “слоны из мухи”. Ум усложняет все, что могло бы быть простым и упрощает, улучшает все там, где это не неуместно, самовольно производит нелепую работу.

Это может быть также наивная ложь и выдумки, а также неосознанные фантазии на различные темы там, где это совершенно неуместно.

Причина – вознаграждение или слава или подтверждение наличия или беспричинно.


8. Беспокойство. Если человек “не находит себе места”, “ума не может приложить”, дергается, не может сосредоточиться, ищет причины не делать то, что должен, лезет туда, куда его никто не звал, дает советы и помогает там, где это неуместно – все это характеризует умственную деятельность.


9. Доверчивость и недоверие. Человек верит в то, что нельзя проверить. Развитый ум собирает достаточное количество фактов, проводит эксперименты, делает выводы. Неразвитый ум слепо верит. Затем разочаровывается. Или не верит фактам, выводам и анализу, все отвергает.


10. Автоматичность. Мышление и действия человека роботичны и механистичны. Ум ленится работать, он действует по привычке, точно также как и всегда и/или как все.


11. Ум отрицает и разрушает, поскольку невежественен, то есть не обладает знанием и логикой. Он может отрицать и/или не принимать ко вниманию объекты материального, тонкого и духовного планов, также может отрицать и не учитывать факты, знания, мнения, информацию и аналитику.

Ум может делать выводы основываясь на недостаточном количестве фактов и/или своих собственных идеях и фантазиях.

Ум может разрушать вещи и объекты, разумные структуры и идеи, отношения и взаимосвязи, идя на поводу у тела, чувств, своего невежества и ложного эго – это “нормальное” состояние ума.


12. Ум – лжец. Его природное качество – творчество, фантазии и креативность, но ум не развит, неконтролируем и находится в полной зависимости от ложного эго, чья природа – ложь.

Как только человек ловит себя на том, что он автоматически лжет, он сразу же может (должен) осознать, что находится на платформе ума. К сожалению, человек редко просыпается в моменты лжи, так как это достаточно глубокий сон.


13. Ход мыслей неопределен. Ум – как собака, для которой “7 верст не крюк”, носится в неопределенных направлениях. Мысли не структурированы и не систематизированы. Человек беспокоен и не сосредоточен.


14. Накопление большого объема информации – один из явных признаков человека находящегося на платформе умственной деятельности. Подчастую это совершенно бесполезная информация. Примером может служить различного рода “интеллектуальные” игры.


15. Неиспользование достоверной информации необходимой для жизни, здоровья, деятельности и развития. Расхождение знания с бытием.

16. Деятельность без достаточных знаний – это также платформа ума, точнее сказать платформа “без ума”.


17.Неспособность осознанно играть, импровизировать и “врать”, когда и где нужно в соответствии с принципом “время, место, обстоятельства”.


18. Неспособность действовать в сложных ситуациях. Он блокируется или начинает эмоционировать.


Свойства развитого ума (возможные свойства).


1. Ничего не отвергает и ни во что не верит. Все требует проверки – сбора фактов для анализа. Для умозаключений и выводов ум в первую очередь проводит сбор данных (информации). Информация должна быть достоверной и в достаточном количестве для статистических выводов. Затем делаются выводы, проверяются опытным путем. Использует принцип “альтернативной оценки”, то есть выводы независимых экспертов для окончательных выводов. Делает правильные – объективные выводы, а не те, которые “нравятся”.


2. Подчиняется разуму, то есть мыслит и действует в направлении нужности и полезности, а не на поводу желаний и пристрастий.


3. Ум осуществляет контроль чувств. Чувства и органы чувств используются для исследований, практики и работы.


4. Ум использует регулярно свою способность создавать и поддерживать настроение – умонастроение и атмосферу.


5. Неавтоматичность – осознанная разумная многовариантность поведения.


6. Способность меняться, то есть убирать какие-то качества (привычки) и создавать новые – это свойство развитого ума.


7. Ум осуществляет постоянный контроль и управление грубым телом.


8. Ум работает в заданном разумом направлении.


9. Ум регулярно и в соответствии с местом, временем и обстоятельствами использует следующие качества:


10. Динамичность.


11. Статичность.


12. Активность.


13. Концентрация.


14. Расслабленность.


15. Успокоенность.


16. Рассредоточенность.


17. Многофункциональность.


18. Ум обладает способностью наблюдать и управлять несколькими процессами одновременно.


19. Скорость ума может быть огромной – молниеносной и медленной, в зависимости от потребностей и обстоятельств.


20. Способность действий в настоящем, прошлом, будущем.


21. Творчество, фантазия, креативность.


22. Решение задач неординарно и неоднотипно.


23. Поиск и анализ вариантов.


24. Планирование и редактирование планов.


25. Сила и выносливость – это напор, продолжительная мощная энергия, массированная и долгосрочная концентрация на идее, задаче и цели.


26. Постоянная направленная занятость – отсутствие “скуки” и состояния ожидания.


27. Ум способен осознанно играть, импровизировать и “врать”, когда и где нужно в соответствии с принципом “время, место, обстоятельства”.


28. Ум способен действовать в сложных ситуациях. Он не блокируется и не начинает эмоционировать, а решает все быстро и четко.


29. Работа ума направлена на служение, созидание, помощь, заботу.


30. Совершение аскез, постов.


31. Саморазвитие и самоизменение.


32. Поддержание тела в идеальном физическом состоянии.


33. Поиск Бога. Исследование души и духовных отношений.


34. Духовная практика.


35. Нужно УМеть. УМение и есть то, что мы называем умом.

Ум сравнивается с обезьяной, прыгающей с ветки на ветку, также с собакой, которая, повинуясь своему нюху, несется туда откуда исходит привлекающий ее запах.


Главная проблема человека с умом, в том, что ум считает, что он – главный, он – хозяин, самопровозглашенный хозяин человека. Пьяный, неразумный, неумелый, сумасшедший “хозяин” или “главный управленец” человека – это весьма печальная картина!


В Бхагавад Гите также говорится, что ум — такая сильная вещь, что легче остановить ураганный ветер голыми руками, чем обуздать ум. Прикажите ему — остановись, хотя бы пять секунд помолчи, прекрати желать чего бы то ни было! Да он и на секунду даже не остановится. Оказывается, он очень упрям и крайне силен.


“О Кришна, капризный и переменчивый по своей природе ум возбуждает чувства, тело и ослабляет разум. Он крайне упрям и своеволен. Поэтому я считаю, что контролировать ум при помощи восьмиступенчатой практики йоги практически невозможно, точно так же, как невозможно справиться с ветром в небесах, просто управляя дыханием.”

“Бхагавад Гита”, глава 6, стих 34.


Ум и друг живого существа, и его враг. Когда ум под контролем, он лучший друг человека, когда нет – злейший враг.


“О Арджуна, это (грубое физическое и тонкое умственное) тело известно как поле деятельности, или кшетра. Обладающее сознанием существо (душу), пребывающее в этом теле, видящие истину описывают как сознающего это поле деятельности, или кшетра-гья.”

“Бхагавад Гита”, глава 13, стих 2.


Задача Работы в практике Цигун – научиться управлять умом, как “одной обезьяной и как несколькими, при том, что некоторые из них должны научиться спокойно сидеть, некоторые прыгать с ветки на ветку по заданной траектории, а некоторые выполнять сложную заданную работу”. Например, ум управляет телом, делая упражнения Цигун. Это сложная работа, здесь есть и статические точки тела и координирование дыхания и движений и одновременно с этим ум выполняет сложные тонкие и духовные задачи.


Ум является связующим звеном между чувствами и разумом. Его скорость, многофункциональность, способность управлять, творить, с одной стороны, и, с другой стороны, подчиняться, выполнять задания, быть дисциплинированным, работоспособным, выносливым – вот цель, которая, реализовавшись, даст человеку замечательный инструмент для дальнейшего развития, в частности, для духовного роста, который без развитых и подконтрольных чувств невозможен. Так как именно чувства (кони) несут человека либо в направлении души и Бога, либо в пропасть материального существования, где человек является наблюдателем сменяющихся картин жизни и смерти, радости и страданий.


На первоначальном этапе главная задача человека – научить ум быть статичным и контролируемым – это очень сложная, почти невыполнимая задача, поскольку требует огромного напряжения, сил, энергии, времени.


“Как светильник не мерцает в безветренном месте, так йог с обузданным умом остаётся сосредоточенным на самоосознании.”

“Бхагавад Гита”, глава 6, стих 19.


Эта задача не может быть выполнена в одиночку. Нужен учитель, группа и упорная самостоятельная работа. С другой стороны, она интересная именно своей сложностью. Она выполнима, поскольку мы уже знаем, что ум по своей природе обладает этими свойствами, ведь, их можно наблюдать в спокойном состоянии сознания.


Затем ум должен получить контроль тела, чувств и эмоций. Человек должен системно начать работать над собой. Сложные физические упражнения, наблюдение и контроль чувств, “перепроигрывание” эмоциональных ситуаций и т.д. и т.п.- вся эта системная работа занимает достаточно долгое время, человеку нужно найти место и время, очень много энергии для этой работы, нужен инструктор и группа для отработки сложных моментов. Главное в этой работе, в любом случае – это самостоятельная работа ученика самого с собой. То есть получив инструкции, он должен выполнять их полностью, писать отчет, получать корректировки и вновь удаляться в самостоятельную работу.


Ум и чувства имеют одну общую проблему – они привязываются к объектам. Задача – научить их не привязываться, а привязавшись, отвязываться быстро. Это умение приходит, если следовать практике отречения от результатов действий. То есть это не значит, не действовать или действовать “спустя рукава”, или действовать только на благотворительной – безвозмездной основе, это значит действовать идеально в любой ситуации, но не иметь желания получить за это вознаграждение.


“Отвергая все мирские объекты своим разумом, контролирующий себя и не имеющий желаний человек достигает конечного и совершенного прекращения всей деятельности, вызывающей последствия. Это происходит благодаря отречению от результатов всех действий.”

“Бхагавад Гита”, глава 18, стих 49.


Ум, чувства и эмоции – это по сути одно и тоже “одного поля ягоды” – это уплотнения и вибрации тонкого тела человека. Человек, постепенно получая их контроль, может расширить спектр чувственного познания, а ум может научиться выполнять роль чувств, у которых много больше функций, чем пять, как например органов чувств, ум может ощутить температуру, вращение, поле, ауру, баланс, напряжение, движения и пр., он может определить свойства предмета, например, металлический он или пластиковый и т.п. Во сне ум придумывает картины, пейзажи, персонажи, взаимоотношения, ощущения и воспринимает их. То есть, ум может ощущать, созданный им самим окружающий мир с помощью “чувств”, которые – тоже он. Знание этого факта может помочь идущему по пути развития человеку, так как он начинает понимать и ощущать возможность контроля. Если ум может создать картину (в уме), может переиграть ситуацию, может быть остановлен (на секунду), значит и чувство может отвязаться от предмета и эмоция остановлена. Единожды отвязав чувство от предмета, человек убеждается, что он становится способным успокоить и/или даже не возбудить эмоцию.


“Живое существо, влекомое умом и очарованное объектами чувств, должно освободиться из пучины материальной жизни. Отделяя ум от объектов чувств, оно тем самым никогда не падет в бездну этого мира; ибо ум иногда может выступать как друг, а в другой ситуации тот же самый ум способен стать врагом.”

“Бхагавад Гита”, глава 6, стих 5.


Суть работы над умом заключается в том, чтобы эта работа была постоянной, регулярной, планируемой и контролируемой. Ум должен быть постоянно занят достаточно большим списком задач, за которые нужно отчитываться инструктору. Наилучшее направление мышления и деятельности – изменение тонкого тела человека и духовная практика. Для получения минимальных результатов – изменений он должен быть концентрированным долгое время.


“Для души, победившей свой ум, он становится другом и доброжелателем. А для того, кто не способен его контролировать, ум становится источником всех бед подобно злейшему врагу.”

“Бхагавад Гита”, глава 6, стих 6.


“О Арджуна, несомненно, ум непостоянен, и контролировать его крайне сложно. О сын Кунти, однако его можно подчинить постоянством в практике медитации на Высшую Душу, следуя наставлениям истинного духовного учителя и ограждая себя от чувственного наслаждения.”

“Бхагавад Гита”, глава 6, стих 35.


“Когда йог, обуздывая все побуждения ума, сосредотачивает его на познании природы души, тогда он, свободный от материалистических желаний, действительно пребывает в йоге, то есть в связи с Абсолютом. “Бхагавад Гита”, глава 6, стих 18.


В начале ум учится быть концентрированным, статичным.

“При этом переменчивый и непостоянный ум должен бдительно уводиться от любых объектов, к которым он стремится, и возвращаться назад под контроль своего «я».”

“Бхагавад Гита”, глава 6, стих 26.


А затем или параллельно развивается способность наблюдать – осознавать (учитывать) не одну вещь, а одновременно несколько, например, температурный режим, положение тела, состояние внутренних органов, эмоции, внешние предметы.


“Пять главных элементов (земля, вода, огонь, воздух и эфир), эго как компонент индивидуальности, разум, первичный элемент материальной природы, пять чувств восприятия (глаза, язык, чувство осязания, нос и уши), пять чувств действия (голос, руки, ноги, анус и гениталии), внутреннее чувство (ум), пять соответствующих объектов чувств (форма, вкус, прикосновение, запах и звук), желание, ненависть, счастье, горе, тело, способность ума воспринимать, настойчивость и шесть материальных преобразований, такие как рождение, жизнеобеспечение, рост, созревание, увядание и разрушение, – вкратце все это известно как кшетра, поле деятельности.”

“Бхагавад Гита”, глава 13, стихи 6-7.


Главная задача ума – сосредоточиться на познании души. Его функция – познание не бесконечного материального мира, а своей души и ее создателя – Бога.


“С помощью разума, контролируемого дхараной (часть восьмиступенчатой йоги) следует полностью сосредоточить свой ум на душе. Затем, посредством постепенной практики увода ума от внешних объектов, нужно войти в самадхи, сосредоточившись лишь на душе и не отвлекаясь ни на мгновение.”

“Бхагавад Гита”, глава 6, стих 25.


“Смирение, отсутствие гордыни, ненасилие, терпение, откровенность, служение Гуру, чистота, постоянство, самоконтроль, отрешенность от чувственных наслаждений, отсутствие эгоизма, понимание приводящих к страданию изъянов материальной жизни, таких как рождение, смерть, старость, болезни и т. д., свобода от слепого увлечения женой, детьми, домом и т. п., непогруженность в счастье и горе других, постоянство ума при соприкосновении с желаемыми или враждебными объектами, непоколебимая и неподдельная преданность Мне, склонность к уединению, отсутствие интереса к мирской жизни, осознание вечности самореализации, восприятие цели божественного знания – конечно же, все это провозглашается подлинным знанием, а все, существующее помимо этого, есть невежество.”

“Бхагавад Гита”, глава 13, стихи 8-12.


Как человек, находящийся по большей части в уме под действием чувств и эмоций может что-то в себе поменять? Ум, чувства и тело не умеют, не могут, да и не хотят, поэтому очень сильно сопротивляются изменениям. Должен быть элемент сильнее и мощнее – это разум – более высокая вибрация тонкого тела. Только он может все изменить. Только он способен видеть (слышать) душу, устанавливать законы и порядок, соблюдать их, определять цели и не отступать от их достижения. Ум, чувства и тело начинают постепенно подчиняться только крепнущему разуму.



Разум.


Разум (Буддхи) – это многофункциональный элемент (центр, уплотнение) тонкого тела человека. Разум меняет свойства, проходящей сквозь него (психической) энергии, также, как например, светофильтр изменяет свойства света.

В тонком теле человека разум – это:

– знания, которые определяют мышление, образ мыслей, образование, воспитание, установки, привычки, законы, каноны, стандарты, нормы, коды поведения, шаблоны, блоки, а также глубинные (фундаментальные, абсолютные) знания: “дхарма”, о вселенной, о теле, о жизни, о душе и Боге и о их взаимоотношениях,

– воля (сила воли) в его характере, упорство в достижении цели, целеустремленность, настойчивость, энергия.

В структуре тонкого тела разум располагается выше ума, чувств и грубого тела.

Разум должен быть подчинен душе и служить ей.


Свойства и функции разума

1. Структурирующая функция.


Разум структурирует мышление и деятельность человека.

Структура – это иерархия, порядок, логика, алгоритм, последовательность, методичность и постоянство.

То есть, если мышление и деятельность человека структурированы, последовательно и упорно ведут человека к определенной цели, то можно сказать, что у него присутствует разум.


Главная цель разума – это душа и Бог. Иными словами, развитым (или развивающимся, а не деградирующим) можно назвать только разум служащий душе, а разумным – того человека, у которого главная цель в жизни развитие и усиление разума – для служения душе и Богу.


Второстепенных целей у разума много, например, развитие структурирующей и прочих функций, перечисленных ниже, поскольку они не являются (в полной степени) развитыми, а без постоянных усилий деградируют.

2. Аналитическая функция.


...


Пожалуйста подписывайтесь на новости и получите продолжение статьи.