Online & offline ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ И СТАБИЛИЗАЦИИ (КОНТРОЛЯ) ЖИЗНЕННОЙ ЭНЕРГИИ
РЕЖИМ ДНЯ
Оглавление.
3.1. Режим дня. Нарушение и последствия.
3.2. Режим питания. Нарушение и последствия.
3.3. Режим сна. Нарушение и последствия.
3.4. Режим активностей и отдыха. Нарушение и последствия.
4.Влияние на тонкое тело взрослых и детей.
5.Дополнения.
1. Определение.
Режим дня - распорядок жизнедеятельности, питания, сна и бодрствования, активности, работы и отдыха человека в течении дня, основанный на планировании личного времени для рационального и эффективного его использования, а также поддержания физического и психического здоровья.
Правильная организация распорядка дня должна подчиняться определенному ритму жизни и биоритмам человека. Например, смена элементов распорядка дня (переход от одного вида деятельности к другому) облегчает их выполнение и затрачивается меньше времени и энергии.
2. Биологические ритмы человека.
Доктор медицинских наук В. Гриневич:
“Все живые существа на Земле - от растений до высших млекопитающих - подчиняются суточным ритмам. У человека в зависимости от времени суток циклически меняются физиологическое состояние, интеллектуальные возможности. Ученые доказали, что виной тому колебания концентраций гормонов в крови, также они обнаружили в головном мозге "циркадный центр", а в нем - так называемые "часовые гены" биологических ритмов здоровья.
Циркадный центр - супрахиазматическое ядро (уникальная структура головного мозга) и есть центр управления биологическими часами организма. Оно осуществляет свои функции, регулируя выработку гормонов гипофизом и надпочечниками, а также с помощью непосредственной передачи сигнала по отросткам нейронов.
Циркадные ритмы "придуманы" природой, чтобы приспособить организм к чередованию светлого и темного времени суток. Установлено, что именно супрахиазматическое ядро посылает сигналы в центры мозга, ответственные за циклическую выработку гормонов-регуляторов суточной активности организма. Супрахиазматическое ядро можно назвать "дирижером" циркадной активности организма. Но и другие клетки подчиняются своим циркадным ритмам. Известно, что в клетках сердца, печени, легких, поджелудочной железы, почек, мышечной и соединительной тканей работают часовые гены.
Циклично функционирующие органы довольно легко вывести из-под контроля супрахиазматического ядра - надо лишь кардинально изменить режим дня и питания.
Особенно важно следовать режиму дня в детстве, поскольку биологические часы "заводятся" в самом раннем возрасте.
Сердце, как и все внутренние органы, тоже обладает собственной циркадной активностью. Биоритмы сердца совпадают с активностью "сердечных" часовых генов. Нарушения режима дня и питания с большой вероятностью могут быть причиной сердечной патологии.
Циркадные ритмы - один из основополагающих биологических механизмов, благодаря которому за миллионы лет эволюции все обитатели Земли приспособились к световому суточному циклу.
В современном человеческом обществе несоответствие биологических ритмов реальному суточному циклу приводит к "циркадным стрессам", которые, в свою очередь, могут служить причиной развития многих заболеваний, включая депрессии, бессонницу, патологию сердечно-сосудистой системы и рак.
В наших силах бережно относиться к "биологическим часам" здоровья, четко следуя режиму сна, бодрствования и питания”.
Подробнее. (Наука и жизнь, Биологические ритмы здоровья).
3. Влияние на грубое тело взрослых и детей.
3.1. Режим дня. Нарушение и последствия.
Режим дня формируется под влиянием природно-детерминированных (биологические ритмы) и социально-обусловленных факторов (необходимость посещать школу, работать и т.д.).
При нарушении режима дня возникает своеобразное патологическое состояние, называемое десинхронозом.
Для справки:
Десинхроноз - патологическое состояние организма, возникающее при нарушении биоритмов. Он является одним из ключевых звеньев патологии многих заболеваний: цереброваскулярных заболеваний (инсульты, аневризмы, тромбозы, дисциркуляторная энцефалопатия), психических расстройств, рака, бесплодия, нарушение ритмов подкорковых структур мозга и гипоталамуса, нарушение вегетативной нервной системы, эндокринных нарушений (диабет), заболеваний сердечно-сосудистой системы (гипертоническая болезнь), ожирения и прочих.
Цереброваскулярные заболевания лидируют среди ведущих причин смертности и инвалидности.
Подробнее см.: https://cyberleninka.ru/article/v.... (Лечебное дело).
Режим дня имеет большое значение не только для здоровья взрослых, но и для здоровья и развития детей.
Дети, которые привыкли к четкому распорядку дня, отличаются бодростью, жизнерадостностью и уравновешенностью. При изменении и нарушении режима дня они становятся капризными, невротичными, неуправляемыми.
Организм ребенка приспосабливается к определенному ритму и к сроку настраивается на прием пищи или сон, и все органы и системы функционируют в нем слаженно.
Несоблюдение режима дня ребенком приводит к серьезным отклонениям его здоровья, нарушению функций различных систем органов, отставанию в физическом развитии, неврозам, “десинхронозу”.
3.2. Режим питания. Нарушение и последствия.
Режим питания подразумевает прием определенных пищи и напитков в строго определенное время, если наступает действительный голод* и аппетит, с учетом таких факторов как: соответствие продуктов времени суток, сочетаемость продуктов, индивидуальная конституция тела, количество, качество, температура, способа приготовления пищи и напитков, времени последнего приема пищи и многих других факторов.
*Действительный голод - голод, который наступает при длительном промежутке времени между приемами пищи и при пустом желудке.
Прием пищи в определенное время вызывает голод и аппетит, выработку ферментов к положенному часу и как следствие - хорошее усвоение пищи.
При беспорядочном приеме пищи нарушаются биоритмы всех систем и органов, так как в органах ЖКТ не вырабатывается пищевой рефлекс, отсутствует запальный желудочный сок и, как следствие, появляется ожирение, нарушается нормальное функционирование органов и выработка ферментов, нарушается функция желудка, происходит сбой процессов пищеварения и в результате развивается алиментарный гастрит.
3.3. Режим сна. Нарушение и последствия.
Среди ритмических процессов жизнедеятельности людей особое место занимает соотношение бодрствования и сна. Сон необходим для здоровья и нормального развития человека.
Продолжительность сна у взрослых и детей должна быть оптимальной, то есть, плох как недостаточный сон, так и излишний. Поэтому, необходимо вставать и ложиться спать в одно и тоже время.
Режим питания должен соотноситься с режимом сна так, чтобы человек ложился спать с пустым желудком, так как полный желудок мешает полноценному сну. Время ухода пищи из желудка от 1 часа до 3 часов.
Взрослым рекомендовано ложиться спать до 22:00, вставать до 7:00.
Оптимальный режим сна для детей в положенные часы с 21:00 - 7:00 - тогда они проснутся бодрыми и уравновешенными.
Полноценному ночному сну уделяется большое внимание потому, что ребенок, который не спит в положенные часы ночью, в первой половине дня будет отличаться вялостью, плохим настроением и хуже справляться с заданиями, а к вечеру станет более активным и не захочет готовиться ко сну. Это особенно важно для дошкольников, поскольку дети в начальных классах обучаются только в первую смену.
Доктор медицинских наук В. Гриневич:
“В течение циркадного дня (бодрствования) наша физиология в основном настроена на переработку накопленных питательных веществ, чтобы получить энергию для активной дневной жизни. Во время циркадной ночи питательные вещества накапливаются, происходят восстановление и "починка" тканей. Как оказалось, эти изменения в интенсивности обмена веществ регулируются эндокринной системой, то есть гормонами.
Вечером, перед наступлением ночи, в кровь из так называемого верхнего мозгового придатка - эпифиза выделяется "гормон ночи" - мелатонин. Это удивительное вещество производится эпифизом только в темное время суток (с 22:00-04:00), и время его присутствия в крови прямо пропорционально длительности световой ночи.
Мелатонин регулирует циркадные ритмы, нормализует гормональный фон и артериальное давление, влияет на иммунную систему, вызывает снижение температуры тела, кроме того, он регулирует продолжительность и смену фаз сна.
Наступление световой ночи сопровождается и другими гормональными изменениями: повышается выработка гормона роста и снижается выработка адренокортикотропного гормона (АКТГ) другим мозговым придатком - гипофизом.
Гормон роста стимулирует анаболические процессы, например размножение клеток и накопление питательных веществ (гликогена) в печени. Не зря говорят: "Дети растут во сне". АКТГ вызывает выброс в кровь адреналина и других "гормонов стресса" (глюкокортикоидов) из коры надпочечников, поэтому снижение его уровня позволяет снять дневное возбуждение и мирно заснуть. В момент засыпания из гипофиза выделяются опиоидные гормоны, обладающие наркотическим действием, - эндорфины и энкефалины. Именно поэтому процесс погружения в сон сопровождается приятными ощущениями.
Перед пробуждением здоровый организм должен быть готов к активному бодрствованию, в это время кора надпочечников начинает вырабатывать возбуждающие нервную систему гормоны - глюкокортикоиды. Наиболее активный из них - кортизол, который приводит к повышению давления, учащению сердечных сокращений, повышению тонуса сосудов и снижению свертываемости крови. В норме он поддерживает уровень глюкозы в крови при голодании и артериальное давление при стрессах. Когда его слишком мало — наша работоспособность на нуле. Когда его слишком много (во время стрессовой ситуации) — мы ненормально активны. Но длительно повышенный уровень кортизола чреват облысением, ухудшением качества кожи и сосудов. Днем мы активно расходуем кортизол, а ночью восстанавливаем его до нормы”.
Подробнее. (Наука и жизнь, Биологические ритмы здоровья).
Если человек ложится спать позже 22:00 тогда мелатонин в недостаточном количестве попадает в кровь, поэтому происходит сбой выработки гормонов, и, как следствие, во время сна человек не получает: нормализацию гормонального фона, артериального давления, иммунной системы, продолжительности и смены фаз сна.
Нарушения режима сна за последние годы встречается не только у взрослых, но и у детей и подростков.
Исследования доказывают, что последствия неправильного режима сна невозможно восполнить чем-либо другим и они постепенно накапливается. Выспаться впрок не в период световой ночи также невозможно, поскольку мелатонин не попадает в кровь.
От частого и системного “недосыпа”, то есть, неправильного режима сна организм быстрее изнашивается, стареет и в нем происходит сбой в выработке гормонов, что является значимым фактором нарушения работы иммунной системы, риска развития ожирения, сахарного диабета, рака и т.д.
При нарушении режима сна нарушаются продолжительность и режим смены фаз сна.
Для справки:
Во время медленноволновой стадии нормального, глубокого сна, происходит контрольное сканирование головным мозгом пищеварительной, дыхательной системы и сердца (как имеющих наиболее четкую ритмичность), а при быстроволновой - сердечно-сосудистой и лимфатической, репродуктивной и нервной систем, а также печени, почек, мышц и сухожилий (т.е. органов, не имеющих очевидной короткопериодной ритмики). После сбора и обработки этой информации, осуществляется последовательно-плановое и скоординированное восстановление (висцеральной сферы - желудка, кишечника и т.п.) организма.
В случае, когда сильно хочется спать, но, систематически, нет такой возможности - могут возникать физические изменения во внутренних органах и значительно повышается риск развития патологий (язвы желудка и т.п.).
Исследования показали, что нехватка сна в течение всего лишь нескольких ночей подряд может довести здорового человека до преддиабетического состояния (снижает способность организма контролировать уровень глюкозы в крови).
Что касается переизбытка сна. Он тоже приводит организм в замешательство и является причиной гормональных сбоев. Результат: ожирение, сахарный диабет, депрессия и сердечно-сосудистые заболевания (у женщин лишние 2-3 часа сна повышают риск развития заболеваний сердца на 38%).
Излишний сон у ребенка развивает флегматичные черты характера, задерживает умственное развитие, приводит к нарушениям функций сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем. Постепенно такие дети и подростки, любители поспать подольше, превращаются в инертных, ленивых и, главное, нездоровых людей.
3.4. Режим активностей и отдыха. Нарушение и последствия.
Режим умственной и физической активностей зависит от характера и напряженности выполняемой работы, возраста, пола, индивидуальных особенностей человека, даты рождения. Время активностей согласуется с циркадными ритмами человека.
Согласно циркадным ритмам человека существуют “золотые периоды” для умственной и физической активности. Они характеризуется максимальной работоспособностью, концентрацией внимания, высокой производительностью труда. Но все выгоды этого периода человек сможет ощутить только в том случае, если он хорошо спал, перед сном не переел, у него был своевременный стул и полноценный завтрак. Существует мнение, что для большинства людей характерны три “золотых периода” в течении дня: утренний, дневной, вечерний.
Физическая активность тела должна быть в обязательном порядке включена в режим дня. Физическая активность должна быть разделена на общую (ходьба, бег, плавание, йога и т.д.) и специальную (дыхательный упражнения, Цигун). Продолжительность ежедневной общей физической активности - 30-60 минут в день, за это время, тело согревается и возникает интенсивная циркуляция крови и прочих веществ, стимулируются и активизируются все внутренние органы за счет внутренней работы.
Продолжительность специальной физической активности, которая связана со сложной координационной работой, например, координация дыхания с движениями - системными потягиваниями должна быть не более 20-30 минут в день.
После режима активностей необходим отдых. Нарушение режима активности и отдыха влечет за собой переутомление организма.
По учению И.П. Павлова в утомлении ведущую роль играет высшая нервная система и, чтобы оставаться здоровым, необходимо предупреждать истощение ЦНС. Этому служит правильная организация труда и отдыха. Отдых должен быть противоположен труду, но всегда активным и со сменой деятельности: смена занятий снимает утомление.
Бездеятельный отдых не способствует восстановлению сил.
Для справки:
Переутомление — это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе. Хроническое перенапряжение может привести к истощению коры надпочечников и к нарушению в организме выработанных ранее адаптационных реакций. При этом, часто наблюдаемые при переутомлении висцеральные расстройства можно рассматривать как следствие изменений функционального состояния мозга, которые регулируют нейрогуморальные процессы в организме и контролируют вегетативные, гормональные и висцеральные функции.
Для тяжелой стадии переутомления характерны: функциональные нарушения во многих органах и системах организма, снижение физической работоспособности, изменение характера биоэлектрической активности головного мозга, нарушение ритма сердечной деятельности в виде синусовой аритмии, экстрасистолии и атриовентрикулярной блокады I степени, тахикардия, повышенное артериальное давление, резкая брадикардия, гипотония, вегетативная дисфункция, нарушение углеводного обмена и ухудшение всасывания и утилизации глюкозы, происходит усиленный распад белков в организме, угнетение адренокортикотропной функции передней доли гипофиза, недостаточность деятельности коры надпочечников, уменьшение гормонов коры надпочечников и эозинофилия, нарушение менструального цикла у женщин, снижение половой функции у мужчин, нервная возбудимость, общая слабость, апатия, сонливость, быстрая утомляемость.
Подробнее. (Утомление и методы его профилактики).
4. Влияние на тонкое тело взрослых и детей.
Соблюдение режима дня при условии того, что взрослый человек работает над собой, ведет к развитию его разума, несоблюдение режима дня - к деградации.
Несоблюдение режима дня влияет на характер человека. Для нормального функционирования разума (важнейшего элемента тонкого тела человека) необходима своя тонкая энергия, вырабатываемая телом человека ночью в период с 22:00-02:00. Соответственно, если человек ложится в более позднее время, его тело не производит тонкую энергию для разума в полном объеме.
Для того, чтобы мыслить и действовать на платформе разума, человек должен в течении дня принимать и реализовывать разумные решения, в том числе, по формированию и соблюдению режима дня - по распределению энергии между активностями: умственной, эмоциональной-чувственной, физической и духовной. У человека развивается разум только в случае, если он соблюдает режим дня. С другой стороны, соблюдение режима дня помогает собирать и формировать энергию для разума, таким образом: “Разум - для режима дня, режим дня - для разума”.
Торсунов О.Г. “Режим дня”.
Разум и ум отдыхают с 9 вечера до 11 вечера. Поэтому, если Вы не легли спать или не заснули в 10 часов вечера, то у Вас будет страдать ум и разум - умственные способности и разумность будут постепенно падать. Снижение умственной силы и разумности происходит не сразу, а плавно и часто незаметно, негативные последствия могут накапливаться годами.
Если вы не спите с 11 до 1 ночи, то у вас будет страдать прана - жизненная сила, а также нервная и мышечная системы. Последствия - слабость, пессимизм, вялость, снижение аппетита, тяжесть в теле, психическая и физическая разбитость. Эти проявления, как правило, чувствуются немедленно. Деятельность праны в организме связана с нервной системой, поэтому последняя со временем также начнет страдать. Последствия крайне неприятны и опасны - нарушается регуляция баланса жизненных функций всего организма, что вызывает снижение иммунитета и развитие хронических болезней. Если и дальше нарушать режим дня, то могут быть последствия в виде тяжелых изменений в функционировании нервной системы, а также внутренних органов.
С 1 ночи до 3 утра спать тоже нужно обязательно, в противном случае страдает эмоциональная сила человека. Ближайшие последствия - чрезмерная раздражительность, агрессивность, антагонизм. При нарушении этого правила происходит сильное эмоциональное истощение, и могут начаться приступы истерии. Дальнейшие последствия - постепенное развитие маниакально-депрессивного психоза, то есть, человек какое-то время чрезмерно возбужден, а затем впадает в глубокую депрессию. Постепенно снижается острота восприятия мира через слух, осязание, зрение, обоняние, а также снижается активность вкусовых рецепторов.
Нарушение режима дня влечет за собой нехватку тонкой энергии для развития разума, а при длительном нарушении - атрофирование разума, что ведет к полной блокировке души и, соответственно, абсолютному невежеству.
Последствия для взрослого человека при нарушении режима дня:
Вышеперечисленные признаки проявляются не только у взрослых, но и у детей.
Даже если дети соблюдают режим дня, а родители - нет, то их недостаточная энергетика и разумность влияет на детей.
Родители, которые сами не соблюдают режим дня, неосознанно или осознанно записывают неразумную - немощную “программу” в своих детей. Так дети с самых малых лет становятся неуправляемыми, дикими, капризными, вредными, бездействующими, ленивыми. Став взрослыми они смогут с трудом изменить свои привычки, связанные с режим дня, и, соответственно, измениться на тонком плане. Несоблюдение режима дня родителями не оставляет никаких шансов их детям, а превращает жизнь детей в ад - деградационный тупик.
5.Дополнения.
Из лекции Кармицкого М.А. 11.03.20.
“....Если вернуться назад в прошлое и вспомнить время, когда вы пили воду из под крана, стакан этой воды для вас был точно такой же, как и стакан любой другой воды, особо не заметна разница. Но вот, вы привыкли к хорошей чистой воде. Попробуйте воду из-под крана. Разница ощутима! О сравнении можно говорить только тогда, когда у вас есть привычка или вкус к лучшему, тогда худшее очень сильно отличается, а если есть привычка к плохому, то лучшее не заметно.
Пробыв в состоянии человека, который рано ложится и рано встает, какое-то время, получив это состояние (нормальное), а потом поздно лечь и поздно встать, получив состояние совсем другое, вы поймете, что оно далеко не нормальное.
Сознание - это значит иметь все механизмы, все "винтики и шурупчики", все каналы работающими нормально.
Для сознания эти часы крайне важны, они - золотые или даже бриллиантовые.
Режим дня базовый - фундаментальный принцип для всех остальных вещей осознанности, то есть осознанность становится в разы ярче, сильнее, мощнее, тоньше. Но, конечно, есть и другая сторона - только соблюдение режима дня (много примеров) не дает особого эффекта для развития сознания и разума.
Режим дня важнейший элемент не только для одного человека в семье, но и во всей семьи. Семью надо воодушевить, научить. Семья должна помогать, а не отвергать, быть помощником в развитии - содействовать правильному режиму дня. Если не смотреть на семью как на партнера, то все приводит к деградации. Никак одному не вырваться ни в осознанное состояние, ни в разумное, ни в режим дня, только с семьей. Ложиться надо вовремя, вместе.
Если спите дольше 6 утра, то идет расход и с 6-7 начинаете смотреть сны и тратить энергию. Ум просыпается с Солнцем, он огненной природы….”