Тонкое тело. Чувства. Ум. Разум. Ложное эго. Душа.

 

 

КОЛЕСНИЦА ТЕЛА

 

В Ведах, а также в других различных источниках можно найти символическое описание человека — это колесница, запряженная пятью лошадьми. Лошади — это чувства и органы чувств (обоняние, слух, вкус, осязание, зрение), вожжи — это ум, разум — это возница. Душа находится в колеснице как пассажир.

 

 

Возница игнорирует желания пассажира, таким образом не может выбрать правильное направление пути, он не имеет ни знания, ни навыка, ни сил, ни энергии для управления и, возможно, пьян. Колесница управляется ужасно, она движется в направлении, которое избирают лошади (чувства) и грубое тело, движение становится опасным. 

 

Человек в качестве пассажира всю жизнь занят «наблюдением» несущейся в погоне за удовлетворением желаний тела и чувств колесницы. Он радуется краткосрочным периодам удовлетворенности и спокойствия, но по большей части страдает, от желаний и невозможности их удовлетворить, от страха потерять полученное и из-за борьбы, защищая то, что имеет, а в итоге страдает от потерь.

 

Человек должен начать разбираться в управлении этой колесницей. Для начала нужно определить и понять структуру, затем свойства отдельных элементов, и в итоге, научиться управлять всем в целом. 

 

В Бхагавад Гите Кришна рассказывает Арджуне о структуре человека: чувства выше грубого тела и мёртвой материи, ум — выше чувств, выше ума – разум, а ещё выше – душа. Это устанавливает иерархию — порядок подчиненности, который должен быть определен в человеке.

 

Из духовных писаний мы знаем, что Душа (атма) обладает такими качествами: вечность, свобода, трансцендентность (духовность — отличность от материального), знание (возможность самопознания и познания Бога) и счастье — это ее истинная природа. 

 

Ее ложная природа — это временность, невежество и страдания — называется ложным эго, или аханкарой. Ложное эго — это ложная ассоциация или отождествление человека с материальным телом, которое состоит из грубого и тонкого тел. Также ложное эго — это совокупность отдельных элементов (уплотнений, центров, затемнений), таких как: страх, зависть, ложь, месть, тщеславие, обида, гневливость и т.п.

 

Тонкое тело — единое энергоинформационное поле, условно разделенное на три основные части: чувства, ум и разум. Разделение условно, так как, по сути, является единым полем, но вибрации в нем разного порядка, как, например, голова, рука и туловище человека — это его неотъемлемые части единого целого под названием человеческое тело, но отдельные части выполняют совершенно различные функции. Таким образом условное разделение тела крайне необходимо для, во-первых, определения функций и свойств и, во-вторых, для возможности работы с ним.  

 

Разум (буддхи) должен управлять умом, заставляя его принимать полезные вещи, даже если они ему неприятны. Его главная функция отвергать всё, что вредно для его цели. 

 

Ум (манас), его главная функция выбирать приятное для чувств и тела и достигать их удовлетворения, а развитая в будущем функция — быть подчиненным разуму и управление чувствами и грубым телом. 

 

Чувства — это органы познания, они притягиваются к объектам материального мира, а затем привязываются. Главная их проблема — они всегда ищут нового удовлетворения, а удовлетворившись (насытившись), отвергают объект. И так бесконечное количество раз — вечно в поиске новых удовлетворяющих объектов, привязываясь и отвергая. 

 

“Живое существо, влекомое умом и очарованное объектами чувств, должно освободиться из пучины материальной жизни. Отделяя ум от объектов чувств,  оно тем самым никогда не падет в бездну этого мира; ибо ум иногда может выступать как друг, а в другой ситуации тот же самый ум способен стать врагом.” 

 

Бхагавад Гита, глава 6, стих 5. 

Здесь и далее “Бхагавад Гита” в переводе с санскрита на бенгали Шримад Б. Р. Шридхара Махараджа, пер. с бенгали на англ. Шрипад Б. А. Сагара Махараджа, пер. с английского на русский Вриндавана Чандры даса.

 

 

 

 

 

 

 

ДУША И ЧУВСТВА

 

“Хотя высочайший принцип освещает все чувства и их объекты, Он лишен материальных чувств; хотя Он полностью отстранен, Он поддерживает все (в облике Господа Вишну); и хотя Он трансцендентен к трем гунам материальной природы, эти качества природы служат Ему.” 

Бхагавад Гита, глава 13, стих 15.

 

Также и Душа, являясь духовным (трансцендентным) элементом, не соприкасается напрямую с ни с объектами материального мира, ни с органами чувств, ни с чувствами, она — есть тот, кто их наблюдает и ощущает. 

 

Человек, появляясь в материальном теле, начинает восприятие и познание мира неподконтрольными чувствами и органами чувств. Это самый низший уровень сознания, животный, который у животных, впрочем, развит гораздо выше, то есть, чувства и органы чувств у животных гораздо острее, например, у собаки нюх гораздо острее, у орла лучше зрение, у летучих мышей — слух.

 

Человек, развиваясь, должен преодолеть эти препятствия, избежав ошибочного вывода, таких как: “Я — тело”, “я — чувства”, “я — ум” или “я — разум” и “я тело и у меня есть душа” и прийти к другому выводу: ”я — душа и у меня есть тело, чувства, ум и разум, и я должна научиться ими управлять”.

 

Чтобы прийти к верному положению нужно для начала понять элементарное отличие человека от животного: душа в человеческом теле (человек) может заниматься самопознанием и саморазвитием. Затем, изучая писания под руководством учителя, изучая свойства души, реализовывать эти знания посредством духовной практики (Гун, йога). Развитие духовного чувствования, духовного “органа” — сердца происходит иногда спонтанно, иногда после продолжительного периода практики. Это зависит от многих причин. В любом случае важна системная и регулярная работа человека над собой.

 

Но чтобы продолжить идти неверным путем человеку достаточно опираться только на чувства и органы восприятия. Он выстраивает процесс познания на тех выводах, которые делает на основе того, что он видит, слышит, обоняет, осязает и пробует на вкус, оставаясь на уровне развития животного или 6-ти летнего ребенка, он остается под влиянием притяжения объектов материального мира, полностью вовлеченный в постоянный поиск все более сильных ощущений.

 

Чувства и органы чувств связаны с определенными стихиями природы — тонкими материальными первоэлементами. Слух связан с эфиром, с пространством, обоняние — с воздухом, глаза — с огнем, язык (вкус) — с водой, осязание — с землей.

 

 

Чувства – элемент тонкого тела —  “щупальцы”, проводники информации об объектах, с помощью которого человек воспринимает внешний и внутренний мир.

 

Свойства чувств:

  • могут быть привязаны к органам чувств, а также действовать отдельно от них,

  • могут привязываться к объектам материального, тонкого и духовного мира,

  • могут действовать в настоящем, прошлом, в будущем времени,

  • всегда испытывают потребность в удовлетворении и, в тоже время, постоянно пресыщаются,

  • обладают большой скоростью,

  • могут быть заострены (экстрасенсорика), но чаще притуплены,

  • их главная задача — исследование внутреннего мира человека, но в большинстве своем, они направлены во внешнюю среду,

  • должны быть подчинены уму, но часто бесконтрольны и автоматичны и, вместо подчиненного положения, оказываются управляющими человеком.

Платформа чувственного восприятия не может дать полноты картины окружающего мира. Есть много энергий недоступных восприятию человеческим чувствам. Человек, пользуясь телом, попадает в зависимость от него и органов чувств. Чувства быстро утомляются и не могут наслаждаться долго, также они быстро пресыщаются. Чувствам нужен отдых и смена объекта наслаждения. 

 

 

С другой стороны, развитие духовного (душевного) чувствования развивают широту и глубину восприятия мира человеком. Человек начинает видеть, чувствовать, слышать больше, глубже, острее не органами чувств, а сердцем — главным чувствительным органом Души. У него развивается “другое” чувствование этого мира — это сострадание, сопереживание, сочувствие, любовь, служение, преданность, интуиция и экстрасенсорика. 

 

Чувства и органы чувств — это всего лишь двери в окружающий нас мир, через которые к человеку поступает  информация. Глубже находится более тонкая и могущественная субстанция — ум. Его часто называют шестым, скрытым чувством. На санскрите его имя манас.

                                 УМ

Выше чувств — ум (не путать с мозгом) – многофункциональный элемент тонкого тела.

 

У людей существует ошибочное мнение, что человек — это ум или даже, что человек — это, в основе своей, мозг. Человек не является ни, тем ни другим. Ум — это часть тонкого тела, мозг — часть грубого тела. Также, как мы не можем сказать, что человек — это рука или желудок, мы не можем и не должны считать человека — умом или мозгом. 

 

Мозг в теле человека выполняет роль антенны, приемника и передатчика, который принимает и декодирует (переводит, интерпретирует) сигналы из тонких областей тела в грубые и обратно, а также транслирует (передает) их в обоих направлениях. Часто работа мозга затруднена, так как в общем тело человека работает неудовлетворительно, поэтому интерпретация (перевод) сигнала из тонкого в грубый план и обратно может быть недостаточно четкой- корректной (правдивой) или полностью ложной, а также качество передачи “сигнала” слабым и нестабильным.

 

Хотя органы и части человека являются неотъемлемыми и необходимыми частями человека, но не они определяют наличие жизни, судьбу, характер, мышление, поведение человека, и прочие вещи в нем. Совокупность элементов тонкого и грубого тела, объединенных вокруг души — это есть человек. Сосредоточение жизненной активности: мышление, логика, эмоции и пр. вокруг мозга — это вполне нормальное явление. Также, например, на Земле активность сосредотачивается в городах, а в городах: в администрации, на вокзалах, рынках и производствах. Но жизнь страны не остановится, если изолировать один или даже несколько городов. Мозг — важная часть человека, как столица в государстве, но это всего лишь антенна,  декодер и передатчик сигнала, исходящего из более тонких областей человека — из души и тонкого тела (из чувств, ума и разума). Нельзя сказать, что антенна — это и есть человек.

 

Но даже человеку, знающему, что он — не физическое и не тонкое тело, очень трудно отличить себя от ума (мозга). Ему кажется, что ум — это он сам, то есть — это его истинное эго. Человек, начинающий думать о том, кто он, погружается в умственную деятельность, которая сосредотачивается в голове. Таким образом человек попадает в ловушку ума: я думаю, значит я — ум, я — в голове, значит, я — мозг. Невозможно почувствовать ни тонкое тело, ни душу, ни тонкие, ни духовные вещи (переживания) оставаясь на платформе ума. Да и ум, находясь привычно в голове, с огромным трудом разотждествляется с ней.

 

Человек привычно считает, что ум находится в голове, но в голове находится только мозг. На самом деле, ум как виртуальный процессор, просчитывающий множество различных операций в минуту, может быть расположен где угодно, например, в ноге или на северном полюсе и даже “когда угодно”, то есть в прошлом или в будущем, все это зависит только от того, куда его поместит человек.

 

Одна из главных проблема с умом у человека следующая: когда человек начинает задавать себе экзистенциальные вопросы, он не может найти ответы. Это как пьяный ищет потерянные ключи под фонарем, поскольку “тут светлее”, хотя потерял где-то в другом месте, так и ум ищет ответы в себе, как в темной комнате забитой уймой материальных вещей. Ищет и не может найти. Безысходность появляется в настроении ищущего. 

 

Также нужно знать, что поскольку большая часть или почти вся психическая деятельность человека происходит в уме, ум — это главный потребитель (или растратчик) психической энергии.

 

Неконтролируемый ум является главной причиной беспокойного мышления и поведения человека, поскольку всегда занят удовлетворением таких уплотнений на тонком теле как: гордость, страх, алчность, обида, зависть, ревность, похоть, зависимости, гнев, нарциссизм, инфантилизм, властность, мелочность, чувство вины, тщеславие и прочих.

 

Развитый же ум — великий создатель материальных предметов: искусство, литература, музыка, архитектура, технологии, химия, биология, одежда, стиль, мода, кулинария, ароматы, колористика, развлечения и этот список можно продолжать бесконечно, но вся эта созидательная деятельность ума уводит человека от главных — реальных ценностей, таких как: работа, в которой объектом является сам человек и его грубое и тонкое тело, от исследований, в которых объектами является душа, Бог и взаимоотношениями между ними. 

 

Чтобы понять механизм под названием “ум” и научиться им управлять нужно распознать и определить его свойства и четко усвоить функции. 

 

Главная, первоочередная задача Работы в Цигун — разотождествить человека с умом, затем научить ум подчиняться разуму и управлять чувствами и телом. Если человек этого не сделает, то он останется во власти ума и отождествления с ним. Если ум не научить подчиняться, то он, по сути, работает только на их удовлетворение себя, чувств и тела.

 

Описывая свойства и функции ума, нужно говорить о двух и более состояниях ума. Первое — сегодняшнее, невежественное и второе, развитое — это то, которое достижимо в будущем посредством работы (Гун, практики, йоги). Существуют также переходные состояния, их множество. 

 

Приятные ощущения чувств, тела для ума на сегодняшний день гораздо важнее, чем разумное мышление и поведение. Этот образ жизни человека является причиной его физического, эмоционального и ментального нездоровья — все это неподконтрольный ум. Хитрость, находчивость, изобретательность ума направлены не в то русло, он использует эти качества только для достижения целей удовлетворения чувств и органов чувств тела, а в результате человек получает страдания.

 

Рассмотрим сначала “сегодняшние” свойства ума. Это знание необходимо  именно для того, чтобы определить ум, что называется “поймать его с поличным”. 

 

    1. Первое, что делает ум сразу заметным — это его “аналитическая” функция: это именно он определяет, что человеку “нравится или не нравится”. Очень часто то, что нравится уму, телу и чувствам, бесполезно, а иногда даже наносит вред физическому и психическому здоровью человека. Ум может отвергать полезные человеку вещи, например, здоровый образ жизни, только потому, что они ему “не нравятся”. Ум, действуя как оценочный механизм, определяя что,  что-то является хорошим или плохим, находится на низшем уровне своего развития. На этом уровне невозможно понять ни материальный мир, ни тонкий, ни духовный. Правда заключается в том, что на более высоких уровнях сознаниях нет ни плохого, ни хорошего, все это только оценочная деятельность невежественного материального ума. Если человек оценивает, значит им владеет ум.

    1. Второе, что определяет ум — это его неустанная работа по удовлетворению себя, чувств и элементов ложного эго, таких как чревоугодие, алчность, жадность, любопытство, тщеславие, похоть, страх и прочие. Он всегда занят “делом”. 

    1. Третье. Это ум приводит человека в пространство эмоционирования — переживания. Это он выдумывает истории в прошлом и будущем. Человек живет в уме, где разворачиваются картины, фильмы, сериалы страсти, которых нет, не было и не будет в реальной жизни. Человек все время переживает, тем самым тратит бесполезно энергию и время. 

    1. Уму свойственно привязывание и отвержение. Он любит и ненавидит через секунду. Это свойство можно описать как двойственность — отсутствие баланса — уравновешенности.

    1. Ум отвергает “насилие” — аскезы, йогу, практику, а также любую работу направленную на изменения его, тела, чувств, а особенно, если работа направлена на ложное эго и его элементы. “Любите меня такой, какая я есть” — это типичный лозунг умственной платформы.

    1. Шестое. На поводу у чувств ум ищет нового. Скука, с одной стороны, и постоянная гонка за новыми знаниями и эмоциями, развлечениями и наслаждением, с другой — это явный признак жизни и деятельности на платформе ума.

    1. Ум мудрствует, то есть придумывает всякую всячину, делает нелепые выводы из несистематизированных фактов и “из мухи слона”, усложняет все, что могло бы быть простым и упрощает там, где это не неуместно, улучшает, что не нужно, то есть самопроизвольно производит работу, которая совершенно не нужна человеку. Этой работе может быть причина — вознаграждение или слава, но зачастую это происходит беспричинно. Это может быть также наивная ложь и выдумки, а также неосознанные фантазии на различные темы там, где это совершенно неуместно.

    1. Ум беспокоен. Если человек “не находит себе места”, “ума не может приложить”, дергается, не может сосредоточиться, ищет причины не делать то, что должен, лезет туда, куда его никто не звал, дает советы и помогает там, где это неуместно — все это характеризует умственную деятельность.

    1. Доверчивость и недоверие. Человек верит в то, что нельзя проверить. Развитый ум собирает достаточное количество фактов, проводит эксперименты, делает выводы. Неразвитый ум слепо верит. Затем разочаровывается. Или не верит фактам, выводам и анализу, все отвергает. 

    1. Ум — автоматичен. Мышление и действия человека роботичны и механистичны. Ум ленится работать, он действует по-привычке, точно также как и всегда и/или как все.

    1. Ум является тем, кто отрицает и разрушает, поскольку неразвитый ум является невежественным. Он может отрицать и/или не принимать ко вниманию какие-то вещи — объекты материального, тонкого и духовного планов, также может отрицать и не учитывать знания, мнения, информацию, факты, аналитику и выводы, произведенные ранее. Может делать выводы основываясь на недостаточном количестве фактов и/или своих собственных идеях и фантазиях. Ум может разрушать вещи и объекты, разумные структуры и идеи, отношения и взаимосвязи, идя на поводу у тела, чувств, своего невежества и ложного эго — это “нормальное” состояние ума.

     

    1. Ум — лжец. Его природное качество — творчество, фантазии и креативность, но ум не развит, неконтролируем и находится в полной зависимости от ложного эго, чья природа — ложь. Как только человек ловит себя на том, что он автоматически лжет, он сразу же может (должен) осознать, что находится на платформе ума. К сожалению, человек редко просыпается в моменты лжи, так как это достаточно глубокий сон.

    1. Ход мыслей не определен. Ум — как собака, для которой “7 верст не крюк”, носится в неопределенных направлениях. Мысли не структурированы и не систематизированы. Человек беспокоен и несосредоточен.

    2. Один из явных признаков человека находящегося на платформе умственной деятельности — это накопление большого объема информации. Подчастую это совершенно бесполезная информация. Примером может служить различного рода “инетелектуальные” игры.

    3. Рядом находится позиция человека, который имея достоверную информацию необходимую ему для жизни, здоровья, деятельности и развития не использует ее. То есть его знание расходится с его бытием. 

    4. В противоположность к предыдущему пункту, деятельность человека без достаточных знаний — это также платформа ума, точнее сказать платформа “без ума”.

    1. Ум не способен осознанно играть, импровизировать и “врать”, когда и где нужно в соответсвтии с принципом “время, место, обстоятельства”.

    2. Ум не способен действовать в сложных ситуациях. Он блокируется или начинает эмоционировать.

    Рассмотрим свойства развитого ума (возможные свойства).

 

  1. Ничего не отвергает и ни во что не верит. Все требует проверки — сбора фактов для анализа. Для умозаключенией и выводов ум в первую очередь проводит сбор данных (информации). Информация должна быть достоверной и в достаточном количестве для статистических выводов. Затем делаются выводы, проверяются опытным путем. Используетс принцип “альтернативной оценки”, то есть выводы независимых экспертов для окончательных выводов. Делает правильные — объективные выводы, а не те, которые “нравятся”,

  2. Подчиняется разуму, то есть мыслит и действует в направлении нужности и полезности, а не на поводу желаний и пристрастий.

  3. Ум осуществляет контроль чувств. Чувства и органы чувств используются для исследований, практики и работы.

  4. Ум использует регулярно свою способность создавать и поддерживать настроение — умонастроение и атмосферу.

  5. Неавтоматичность — осознанная разумная многовариантность поведения.

  6.  Способность меняться, то есть убирать какие-то качества (привычки) и создавать новые — это свойство развитого ума.

  7. Ум осуществляет постоянный контроль и управление грубым телом, 

  8. Ум работает в заданном разумом направлении.

  9. Ум регулярно и в соответствии с местом, временем и обстоятельствами использует следующие качества:

  10. динамичность,

  11. статичность, 

  12. активность,

  13. концентрация, 

  14. расслабленность,

  15. успокоенность, 

  16. рассредоточенность

  17. многофункциональность.

  18. Ум обладает способностью наблюдать и управлять несколькими процессами одновременно.

  19. Скорость ума может быть огромной — молниеносной и медленной, в зависимости от потребностей и обстоятельств.

  20. Способность действий в настоящем, прошлом, будущем.

  21. Творчество, фантазия, креативность. 

  22. Решение задач неординарно и неоднотипно.

  23. Поиск и анализ вариантов. 

  24. Планирование и редактирование планов.

  25. Сила и выносливость — это напор, продолжительная мощная энергия, массированная и долгосрочная концентрация на идее, задаче и цели.

  26. Постоянная направленная занятость — отсутствие “скуки” и состояния ожидания.

  27. Ум способен осознанно играть, импровизировать и “врать”, когда и где нужно в соответсвтии с принципом “время, место, обстоятельства”.

  28. Ум способен действовать в сложных ситуациях. Он не блокируется и не начинает эмоционировать, а решает все быстро и четко.

  29. Работа ума направленна на служение, созидание, помощь, заботу. 

  30. Совершение аскез, постов. 

  31. Саморазвитие и самоизменение.

  32. Поддержание тела в идеальном физическом состоянии.

  33. Поиск Бога. Исследование души и духовных отношений.

  34. Духовная практика.

 

Ум  сравнивается с обезьяной, прыгающей с ветки на ветку, также с собакой, которая, повинуясь своему нюху, несется туда откуда исходит привлекающий ее запах. 

 

Главная проблема человека с умом, в том, что ум считает, что он — главный, он — хозяин, самопровозглашенный хозяин человека. Пьяный, неразумный, неумелый, сумасшедший “хозяин” или “главный управленец” человека — это весьма печальная картина!

 

В Бхагавад Гите также говорится, что ум — такая сильная вещь, что легче остановить ураганный ветер голыми руками, чем обуздать ум. Прикажите ему — остановись, хотя бы пять секунд помолчи, прекрати желать чего бы то ни было! Да он и на секунду даже не остановится. Оказывается, он очень упрям и крайне силен.  

 

“О Кришна, капризный и переменчивый по своей природе ум возбуждает чувства, тело и ослабляет разум. Он крайне упрям и своеволен. Поэтому я считаю, что контролировать ум при помощи восьмиступенчатой практики йоги практически невозможно, точно так же, как невозможно справиться с ветром в небесах, просто управляя дыханием.”  

 “Бхагавад Гита”, глава 6, стих 34. 

 

Ум и друг живого существа, и его враг. Когда ум под контролем, он лучший друг человека, когда нет — злейший враг.

 

“О Арджуна, это (грубое физическое и тонкое умственное) тело известно как поле деятельности, или кшетра. Обладающее сознанием существо (душу), пребывающее в этом теле, видящие истину описывают как сознающего это поле деятельности, или кшетра-гья.”

“Бхагавад Гита”, глава 13, стих 2.

 

Задача Работы в практике Цигун — научиться управлять умом как “одной обезьяной и как несколькими, при том что некоторые из них должны научиться спокойно сидеть, некоторые прыгать с ветки на ветку по заданной траектории, а некоторые выполнять сложную заданную работу”. Например, ум управляет телом, делая упражнения Цигун. Это сложная работа, здесь есть и статические точки тела и координирование дыхания и движений и одновременно с этим ум выполняет сложные тонкие и духовные задачи. 

 

Ум является связующим звеном между чувствами и разумом. Его скорость, многофункциональность, способность управлять, творить, с одной стороны, и, с другой стороны, подчиняться, выполнять задания, быть дисциплинированным, работоспособным, выносливым — вот цель, которая, реализовавшись, даст человеку замечательный инструмент для дальнейшего развития, в частности, для духовного роста, который без развитых и подконтрольных чувств не возможен. Так как именно чувства (кони) несут человека либо в направлении души и Бога, либо в пропасть материального существования, где человек является наблюдателем сменяющихся картин жизни и смерти, радости и страданий. 

 

На первоначальном этапе главная задача человека — научить ум быть статичным и контролируемым — это очень сложная, почти невыполнимая задача, поскольку требует огромного напряжения, сил, энергии, времени.

 

“Как светильник не мерцает в безветренном месте, так йог с обузданным умом остаётся сосредоточенным на самоосознании.”

“Бхагавад Гита”, глава 6, стих 19.   

 

Эта задача не может быть выполнена в одиночку. Нужен учитель, группа и упорная самостоятельная работа. С другой стороны, она интересная именно своей сложностью. Она выполнима, поскольку мы уже знаем, что ум по своей природе обладает этими свойствами, ведь, их можно наблюдать в спокойном состоянии сознания. 

 

Затем ум должен получить контроль тела, чувств и эмоций. Человек должен системно начать работать над собой. Сложные физические упражнения, наблюдение и контроль чувств, “перепроигрывание” эмоциональных ситуаций — вся эта системная работа занимает достаточно долгое время, человеку нужно место, очень много энергии для этой работы, нужен инструктор и группа для отработки сложных моментов. Главное в этой работе, в любом случае — это самостоятельная работа ученика самого с собой. То есть получив инструкции, он должен выполнять их полностью, писать отчет, получать корректировки и вновь удаляться в самостоятельную работу. 

 

Ум, чувства и эмоции — это по сути одно и тоже “одного поля ягоды” — это уплотнения и вибрации тонкого тела человека. Человек, постепенно получая их контроль, может расширить спектр чувственного познания, а ум может научиться выполнять роль чувств, которых много больше чем пять, как например органов чувств, ум может ощутить температуру, вращение, поле, ауру, баланс, напряжение, движения и пр., он может определить свойства предмета, например, металлический он или пластиковый и т.п. Во сне ум придумывает картины, пейзажи, персонажи, взаимоотношения, ощущения и воспринимает их. То есть, ум может ощущать, созданный им самим окружающий мир с помощью “чувств”, которые — тоже он. Знание этого факта может помочь идущему по пути развития человеку, так как он начинает понимать и ощущать возможность контроля. Если ум может создать картину (в уме), может перепроиграть ситуацию, может быть остановлен (на секунду), значит и чувство может отвязаться от предмета и эмоция остановлена. Единожды отвязав чувство от предмета, человек убеждается, что он становится способным  успокоить и/или даже не возбудить эмоцию. 

 

“Живое существо, влекомое умом и очарованное объектами чувств, должно освободиться из пучины материальной жизни. Отделяя ум от объектов чувств,  оно тем самым никогда не падет в бездну этого мира; ибо ум иногда может выступать как друг, а в другой ситуации тот же самый ум способен стать врагом.”

“Бхагавад Гита, глава 6, стих 5.

 

Суть работы над умом заключается в том, чтобы эта работа была постоянной, регулярной, планируемой и контролируемой. Ум должен быть постоянно занят достаточно большим списком задач, за которые нужно отчитываться инструктору. Наилучшее направление мышления и деятельности — изменение тонкого тела человека и духовная практика. Для получения минимальных результатов — изменений он должен быть концентрированным долгое время.

 

“Для души, победившей свой ум, он становится другом и доброжелателем. А для того, кто не способен его контролировать, ум становится источником всех бед подобно злейшему врагу.” 

“Бхагавад Гита”, глава 6, стих 6.

 

“О Арджуна, несомненно, ум непостоянен, и контролировать его крайне сложно. О сын Кунти, однако его можно подчинить постоянством в практике медитации на Высшую Душу, следуя наставлениям истинного духовного учителя и ограждая себя от чувственного наслаждения.” 

“Бхагавад Гита”, глава 6, стих 35.

 

“Когда йог, обуздывая все побуждения ума, сосредотачивает его на познании природы души, тогда он, свободный от материалистических желаний, действительно пребывает в йоге, то есть в связи с Абсолютом. “Бхагавад Гита”, глава 6, стих 18.

 

В начале ум учится быть концентрированным, статичным.

“При этом переменчивый и непостоянный ум должен бдительно уводиться от любых объектов, к которым он стремится, и возвращаться назад под контроль своего «я».” 

“Бхагавад Гита”, глава 6, стих 26.

 

А затем или параллельно развивается способность наблюдать —  осознавать (учитывать) не одну вещь, а одновременно несколько, например, температурный режим, положение тела, состояние внутренних органов, эмоции, внешние предметы.

 

“Пять главных элементов (земля, вода, огонь, воздух и эфир), эго как компонент индивидуальности, разум, первичный элемент материальной природы, пять чувств восприятия (глаза, язык, чувство осязания, нос и уши), пять чувств действия (голос, руки, ноги, анус и гениталии), внутреннее чувство (ум), пять соответствующих объектов чувств (форма, вкус, прикосновение, запах и звук), желание, ненависть, счастье, горе, тело, способность ума воспринимать, настойчивость и шесть материальных преобразований, такие как рождение, жизнеобеспечение, рост, созревание, увядание и разрушение, – вкратце все это известно как кшетра, поле деятельности.” 

“Бхагавад Гита”, глава 13, стихи 6-7.

 

Главная задача ума — сосредоточиться на познании души. Его функция — познание не бесконечного материального мира, а своей души и ее создателя — Бога.

 

“С помощью разума, контролируемого дхараной (часть восьмиступенчатой йоги) следует полностью сосредоточить свой ум на душе. Затем, посредством постепенной практики увода ума от внешних объектов, нужно войти в самадхи, сосредоточившись лишь на душе и не отвлекаясь ни на мгновение.”

“Бхагавад Гита”, глава 6, стих 25.

 

“Смирение, отсутствие гордыни, ненасилие, терпение, откровенность, служение Гуру, чистота, постоянство, самоконтроль, отрешенность от чувственных наслаждений, отсутствие эгоизма, понимание приводящих к страданию изъянов материальной жизни, таких как рождение, смерть, старость, болезни и т. д., свобода от слепого увлечения женой, детьми, домом и т. п., непогруженность в счастье и горе других, постоянство ума при соприкосновении с желаемыми или враждебными объектами, непоколебимая и неподдельная преданность Мне, склонность к уединению, отсутствие интереса к мирской жизни, осознание вечности самореализации, восприятие цели божественного знания – конечно же, все это провозглашается подлинным знанием, а все, существующее помимо этого, есть невежество.”

“Бхагавад Гита”, глава 13, стихи 8-12.

 
 
 
Продолжение следует….

Добавить комментарий